Из более чем 300 экспонатов кураторам удалось создать маленькую Москву и проследить развитие ее монументально-декоративного искусства с 1918 года до 1980-х годов. В обширной экспозиции легко заблудиться, прямо как в столичных переулках. Но выход найдется! Ведь каждый экспонат здесь напомнит вам знакомую фреску, фасад дома или барельеф, мимо которого вы ежедневно пробегаете в суете будней.
"Мы хотели донести, что Москва - это самое настоящее и близкое каждому искусство, - рассказала куратор Алина Корень. - Просто нужно уметь смотреть и замечать. Знакомство с нашей маленькой столицей стоит начать с панно "Павшим за мир и братские народы" Коненкова, созданного в 1918 году. Это одно из первых произведений, которые мы можем рассматривать как артефакт начала истории монументальной живописи. Он маркер целой эпохи".
Выставка построена по принципу живого города с центральной магистралью, по которой стоит начать движение от главного экспоната. От панно начала XX века направляйтесь к проектам 30-х, про Всемирные выставки в Париже и Нью-Йорке в 20-е. Это было время больших побед советского искусства и эпоха создания объектов, которыми нам стоит гордиться.
Темой выставки в Париже 1937 года стало "Строительство мира завтрашнего", что было необыкновенно созвучно чувствам художников из молодой Страны Советов, которые поразили западную публику шестиметровой картой СССР "Индустрия социализма", выполненной из драгоценных камней. На выставке - ее репродукция и можно ознакомиться с россыпью пород, из которых она была создана.
Кульминацией в истории отечественного монументального искусства выбран военный период, который кураторы представили в форме эскизов маскировки Кремля в годы войны. Так, Мавзолей благодаря специальному макету превратили в трехэтажный особняк с мезонином. А на кремлевских стенах появились окна и очертания зданий, которые враг должен был принять за реальные жилые дома.
Очевидную разницу между первой и второй частью выставки можно проследить, сравнив сталинский Дворец Советов и Дворец пионеров, созданный уже при правлении Хрущева. Тогда в корне изменилось отношение к функционалу зданий и к их роли в жизни человека. Если в первой части можно проникнуться ощущением великих побед и свершений, то во второй зоне разговор, скорее, идет про удобство для обычного человека.
На знакомство с выставкой можно потратить чуть ли не целый день, прогуливаясь мимо фресок Фаворского, картин Дейнеки или мозаик Фролова. Но главное, что здесь можно понять, насколько многогранна и удивительна Москва.