Российские регионы один за другим вводят ограничения на продажи алкоголя. Мера, казалось бы, актуальная, учитывая, что потребление спиртного в стране достигло небывалого уровня. Вот только помогут ли запреты разрешить столь сложную проблему?
Возможность субъектам Федерации самостоятельно определять, по каким правилам будут продаваться горячительные напитки, была предусмотрена появившимся весной прошлого года так называемым законом о «наливайках». Пионером в его реализации стала Вологодская область. Губернатор Георгий Филимонов, кажется, решил напрочь отлучить местных жителей от алкоголя. Вот уже больше месяца торговать спиртным в области разрешается всего лишь несколько часов в день: с 12.00 до 14.00 в будни и с 8.00 до 23.00 в выходные и праздничные дни.
Начатую Вологодчиной антиалкогольную кампанию подхватывают и другие регионы. Запреты и ограничения на продажу спиртного уже появились в Бурятии, Забайкалье, Якутии, Калужской, Кировской, Костромской, Амурской, Мурманской, Иркутской областях, а также в Калмыкии, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области. Кроме того, введение ограничений анонсировано в Санкт-Петербурге и Подмосковье.
Первое, что бросается в глаза при беглом анализе уже введённых мер, – это их хаотичность. Желание властей бороться с «зелёным змием» вполне понятно, а вот выбранные инструменты вызывают вопросы.
Запрет ради запрета?
Так, если в той же Вологодской области купить алкоголь не получится лишь в рабочие дни, то, например, в Бурятии почему-то пошли по прямо противоположному пути. Целых 17 дней в году – в региональные и федеральные праздничные дни – продажа алкоголя в регионе полностью запрещена. Если следовать логике региональных властей, то выходит, что жители Вологодской области спиваются в основном по рабочим дням, тогда как буряты предпочитают «заливать за воротник» в праздники. Возможно, это и так, но вряд ли местные чиновники проводили какие-то исследования. Выходит, ограничения решили ввести «от фонаря»?
Аналогичная чехарда с запретами наблюдается и в других регионах. В Забайкалье с понедельника по четверг алкоголь разрешено продавать с 12.00 до 0.00, в остальные дни срок продлили до 2.00 ночи. В Якутии ограничили время работы баров, расположенных у жилых домов, с 14.00 до 20.00. Но при этом рестораны с лицензией на алкоголь могут торговать им с 12.00 до 23.00 часов.
«Мы добиваемся реальных перемен. Об этом говорят объективные данные, в том числе от правоохранителей и медицинских служб», – хвалится вологодский губернатор Георгий Филимонов. Согласно приведённой им статистике, всего лишь один месяц действия ограничений дал весьма впечатляющие результаты. Почти вдвое сократилось количество ДТП с участием пьяных водителей, на 31% снизилось количество преступлений, совершённых в пьяном виде, на 26% сократился поток пациентов с алкогольным отравлением, поступающих в областную клиническую больницу. Впрочем, здесь бы стоило привести не проценты, а абсолютные цифры. И если, скажем, вместо прежних двух «пьяных» ДТП произошло одно, то успех не выглядит так уж показательно.
Депутат Государственной думы от ЛДПР Андрей Свинцов выступил с инициативой по запрету продажи алкогольной продукции по воскресеньям на всей территории России.
Тем более, свидетельствуют жители Вологодской области, в ответ на ограничения в регионе расцвела подпольная торговля спиртным. Купить алкоголь можно у таксистов и пенсионерок, скупающих водку и вино в разрешённые часы, чтобы затем продать из-под полы. Так что нельзя исключать, что об антирекордах статистики алкогольных отравлений в регионе мы ещё услышим.
Лучше жизнь – меньше пьяных
Как отмечают эксперты, главный минус нынешней антиалкогольной кампании – в её однобокости и непоследовательности. Складывается впечатление, что страна в очередной раз наступает на те же грабли, по которым успела пройти в 80-е годы прошлого века. Да, ограничения на продажу спиртного – важная мера, однако сработает она лишь в том случае, если к ней прилагаются и другие, зачастую куда более важные составляющие. «Для тех, кто уже употребляет алкоголь, следует увеличивать доступность медицинской помощи, – говорит психиатр-нарколог Вячеслав Филашихин. – Здесь ограничения продажи алкоголя не действуют. Нужны пропаганда, работа с близкими, увеличение доступности помощи, борьба со стигматизацией».
Правда, пока ни в одном из регионов, ограничивших продажу спиртного, ни о чём подобном, похоже, не слышно. Как и о создании новых спортивных секций, появлении досуговой инфраструктуры и прочих мерах по улучшению качества жизни, включая, конечно же, появление рабочих мест с достойной зарплатой. Ведь пьют в регионах зачастую не от хорошей жизни, а потому, что больше нечем заняться. Сомнения вызывает и тот факт, что действующие всего лишь месяц ограничения могли привести к столь значительному улучшению статистических показателей. «Радикальные меры по полному запрету алкоголя могут дать позитивный эффект спустя десятилетия. Негативный же эффект будет заключаться в увеличении употребления других доступных психоактивных веществ», – рассуждает Вячеслав Филашихин. Что ж, как бы губернатору Филимонову не пришлось следом бороться с наркоманией.
«Наливайки» пойдут в обход
Есть во всей этой антиалкогольной истории и очевидная бизнес-составляющая. Последние несколько лет сегмент алкомаркетов рос бурными темпами. Как подсчитали власти Подмосковья, с 2019 года количество магазинов с лицензией на продажу алкоголя увеличилось на 30%. При этом региональные власти в своё время сами же и открыли им дорогу. Яркий пример тому – введённые в Якутии в 2015 году требования к продаже алкоголя лишь в специализированной рознице. В результате количество «наливаек» в Якутии увеличилось чуть ли не в 8 раз.
«Собственники помещений рассматривают алкомаркеты как одного из самых желанных арендаторов. Практически все с удовольствием пускают их в свои объекты. Конкурировать они могут только с супермаркетами и аптеками», – поясняет гендиректор SimpleEstate Никита Корниенко. При этом введение всевозможных ограничений на работу «наливаек» открыло широкие возможности для коррупции и всевозможных хитрых схем. «Компании умеют адаптироваться. Например, для получения алкогольной лицензии магазин должен находиться не менее чем в 100 метрах пути от медицинских или детских учреждений. Люди договариваются с ними о временном закрытии, заваривают калитки или возводят заборы для удлинения маршрута. В случае с новыми ограничениями бизнес, очевидно, тоже решит все возникающие сложности», – полагает Никита Корниенко.
В этой связи возникает вопрос: действительно ли региональные власти заинтересованы в сокращении количества алкомаркетов или же всё дело в том, чтобы принудить бизнес воспользоваться хитроумными «индивидуальными согласованиями»? Предыдущий опыт введения ограничений на продажу алкоголя заставляет предположить, что к борьбе с пьянством все эти меры имеют очень опосредованное отношение. Так, в 2011 году после принятия решения о запрете ночной продажи алкоголя на федеральном уровне во многих субъектах РФ начали вводить дополнительные ограничения. Но в итоге от большинства из них отказались. Как отмечают участники рынка, сделано это было в том числе и потому, что производители алкоголя не только наполняют региональные бюджеты, но также часто выступают спонсорами спортивных мероприятий и т.п. В результате ссориться с алкогольным бизнесом власти на местах тогда не рискнули.
Спиваемся!
По данным FinExpertiza, по итогам прошлого года крепкие алкогольные напитки стали самым быстрорастущим сегментом алкогольного рынка России. Доля продаж виски, джина, текилы выросла более чем на 10% – до 3,2 литра на душу населения в год. И хотя продажи водки не увеличились, она остаётся самым популярным алкогольным напитком в стране. На водку приходится 62% продаж алкогольных напитков. В среднем по итогам прошлого года каждый житель страны выпил примерно 5,3 литра водки.
В пересчёте на чистый спирт среднестатистический россиянин потребляет в год 8–10 литров. По данным ВОЗ, среднемировой показатель потребления алкоголя составляет 6,2 литра чистого спирта на человека в год, среднеевропейский – 9,2 литра. Но есть важный нюанс – в структуре потребления на первых местах в Европе находятся некрепкие алкогольные напитки.