Дома и цены помогают

Коллегия ФАС обсудила перспективы цифровой поддержки конкуренции

В работе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) все большую роль будет играть информатизация — ее обсуждение стало ключевой темой коллегии службы с участием «цифрового» вице-премьера Дмитрия Григоренко. Для эффективного управления экономикой правительству нужны в том числе и ценовые данные в режиме реального времени, поэтому ФАС поручено расширять перечень товаров для мониторинга цен, а также развивать ГИС «Антикартель» для автоматизированного поиска сговоров на торгах: в Белом доме видят здоровую конкуренцию одним из ключевых условий развития рынков.

Глава ФАС Максим Шаскольский

Глава ФАС Максим Шаскольский

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Глава ФАС Максим Шаскольский

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Своевременное и корректное принятие решений ФАС невозможно без цифровизации ключевых направлений деятельности службы. Тема стала центральной на расширенном заседании коллегии службы 23 апреля. Напомним, что после перевода ФАС в 2024 году в ведение двух вице-премьеров («экономического» — Александра Новака и «цифрового» — Дмитрия Григоренко) в правительстве обсуждается новый этап ее информатизации. Для эффективного управления экономикой цифровому офису правительства нужны в том числе ценовые данные в режиме реального времени (см. “Ъ” от 30 июля 2024 года) — по мере роста изоляции РФ от мировой экономики они нужны Белому дому для опоры на внутренний спрос, что стало еще актуальнее с началом США глобальной торговой войны.

Глава ФАС Максим Шаскольский подвел вчера промежуточные итоги этой работы. В частности, в 2024 году служба совместно с казначейством запустила дашборд Национальной системы ценовых индикаторов. Сервис дает возможность мониторинга биржевых и внебиржевых сделок, и на одной панели выводит индикаторы цен по группам товаров — бензину, дизельному топливу, мазуту, углю, битуму и газу. Сейчас ведется работа над дашбордом уже с ценами на товары от производителя до розничного звена. Кроме того, ФАС продолжает разработку сервисов ГИС «Антикартель» и ФГИС «Тариф» (для перевода регулирования тарифов в цифровой формат и мониторинга реализации инвестпрограмм в ЖКХ).

В видеообращении к участникам заседания премьер-министр Михаил Мишустин также отметил, что совершенствование искоренения сговоров и картельных соглашений невозможно без межведомственного взаимодействия и использования больших данных и искусственного интеллекта. Для автоматического выявления картелей в госзакупках и на товарных рынках в этом году планируется запустить ГИС «Антикартель» (см. “Ъ” от 9 декабря 2024 года). ФАС уже использует цифровые инструменты при расследовании картелей, но их функционал ограничен и не позволяет отслеживать весь объем торгов — а цель поставлена так.

«Сегодня ФАС становится не только надзорным органом. Лучшая система — это та, при которой нет нарушений. IT-технологии позволяют ведомству действовать превентивно — разбираться не с фактами нарушений, а предупреждать эти события на стадии зарождения проблемы»,— подчеркнул Дмитрий Григоренко.

По его словам, для точного и быстрого выявления нечестных сделок необходимо больше данных. Так, на 2025 год поставлена задача интегрировать ГИС «Антикартель» с системами ФНС, ФТС и электронными площадками госзакупок. Цифровизация антимонопольного контроля должна способствовать повышению конкуренции на торгах и экономии бюджетных средств, поэтому проект ГИС «Антикартель» включен в нацпроект «Экономика данных и цифровизация госуправления».

Перечень товаров для мониторинга цен предполагается расширять — это даст возможность в режиме онлайн видеть резкие скачки цен и решать проблему еще на стадии «зарождения». Чем больше товарных групп будет в системе (предполагается, что доступ к ней будет у всех ФОИВ), тем выше будет эффективность ее работы, но для оперативного реагирования на скачки цен необходимо собрать информацию из ведомственных систем в единый контур.

Еще одно направление работы для ФАС — единый порядок торгов госсобственностью. Сейчас торги госимуществом и госресурсами проводятся по разным правилам и через разные системы, причем для некоторых не предусмотрены торги онлайн. Таким образом, не обеспечен равный доступ бизнеса к торгам, а государство может недополучить средства из-за риска продажи по сильно заниженной цене. Законопроект о едином порядке Госдума приняла в первом чтении в марте.

Венера Петрова

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×