Его мама была любимой ученицей Евгения Вахтангова, сам Владимир, закончив школу при Всероссийской академии художеств в Ленинграде, встретил войну в Уфе художником Театра драмы. Вернувшись в Москву, он успел сделать рисунок руин разбомбленного Вахтанговского театра. Кроме него на выставке много графики, фронтовой и тыловой. Богаткин рисовал во время службы в железнодорожной охране, потом выезжал на фронт в составе Студии военных художников имени Грекова.
Он мастер передавать атмосферу, движущуюся своим чередом жизнь. Москва, 1941: солнечный день, на Тверском бульваре за спиной Пушкина лежит аэростат, его охраняет военнослужащая с винтовкой, здесь же играют дети. На другой акварели возле остановки продают цветы, среди прохожих люди в шинелях. Литография с разгромленным Рейхстагом: вспаханная снарядами площадь, в сторонке покуривают бойцы, машина везет по битому асфальту пушку...
В Берлине Богаткин видел читающего стихи Евгения Долматовского. Тут есть автографы - текст знаменитого вальса "Ночь коротка...", и "Марш Юго-западного фронта".
У фронтов были свои марши, в том числе и у Юго-Западного, с частями которого Долматовский в 41-м прорывался из окружения. И не только у фронтов.
На выставке "Фронтовой путь стихов и песен: поэт - народ" в главном здании Музея на Зубовском бульваре выставлены в том числе собранные энтузиастами списки песен, которые пели в подразделениях. Так, в батальоне химзащиты 2-го Украинского первая рота ходила маршем под "По долинам и по взгорьям", на привалах пела "Дуню тонкопряху", "У криницы три сестрицы", вторая любила "Утес", "По Дону гуляет"...
Это выставка о том, как стихи и песни попадали на фронт, как они служили вместе с бойцами, как менялись и росли вместе с ними.
Фляга Давида Самойлова, фуражка и полевая сумка Джека Алтаузена, погоны Сергея Баруздина и Якова Шведова, автора "Смуглянки". А над знаками отличия и снаряжением поэтов Александра Твардовского, Константина Симонова, Николая Тихонова, Михаила Светлова, Семена Гудзенко и многих других - тонкие сборнички, замечательно умещавшиеся в солдатских карманах.
"На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода..." - перед нами страница "Красноармейской правды" сентября 1941 с первыми главами "Василия Теркина".
Алексей Лебедев-Кумач свой военный сборник издал уже в начале осени 41-го из стихов, чуть не каждый день выходивших в газетах, начиная со "Священной войны". Эта песня, а еще "Только на фронте" ("Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"), стихотворение "Вместо письма" переписывались как молитвы, не меняясь, тысячи и тысячи раз, в отличие от десятков других текстов, породивших десятки версий.
Некоторые из них собраны на выставке в своеобразную картотеку. На тему песни "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца") оказалось много зарифмованных историй про изменщиц - про то, как не успел скрыться за поворотом огонек, как "у нашей у девушки появился дружок". Среди вариантов "Катюши" были не только романтические, а и самые что ни на есть боевые, начинавшиеся, например, со слов "Разлетались головы и туши". Отдельный уголок посвящен легендарному "Жди меня" - с подборкой писем читателей со своими вариантами стихотворения и предложений по развитию сюжета.
Солдатский фольклор процветал там, где кипела прифронтовая жизнь. Например, в эшелонах, в которых солдаты сутками ехали на фронты и с фронтов, и было время попеть и переписать у соседа что-то новенькое в песенник, который вел каждый уважающий себя фронтовик, и в которые можно заглянуть на выставке. Например, в госпиталях, которым на выставке посвящен отдельный стенд, с фотографиями поправляющихся раненых, в центре которого перелицованное "Беленький скромный халатик Лучше, чем синий платок..." А останавливаясь на КПП, где не было "спетых" компаний можно было услышать... сказы. Народную прозу - сказки-анекдоты о ловком воре, о глупом черте, фронтовые сказы - например, о старике-лесовике, подобравшем и выходившем раненого бойца. Их тоже заносили в солдатские песенники, а на выставке есть портреты профессиональных сказителей, входивших в состав фронтовых бригад.
Эту выставку обходишь долго, она собрана из исписанных блокнотных листочков, малоформатных любительских фото, самодельных открыток, карманных книжечек, газетных вырезок. Свидетельства войны собирались и записывались выезжавшими на фронт сотрудниками Гослитмузея, благодаря которым в коллекции ГМИРЛИ сегодня более 650 песен, около тысячи частушек, свыше 700 солдатских стихотворений. И это рассказ уникально живой и теплый, тут то, что люди сами создавали, лепили из того, что видели, чем жили.
"Здравствуй, Катя! - писал с фронта боец Тихонов. - Эх! до тебя далеко-далеко, между нами снега и снега, до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага. Как хочется повидаться, но призыв родины нужно вспомнить и уничтожить врага".