Путин напомнил иностранным компаниям, что извинений мало для возвращения

Москва. 13 мая. INTERFAX.RU - Российские власти видят заинтересованность крупного бизнеса из недружественных стран в возращении на рынок РФ, но намерены при рассмотрении подобных заявок действовать прагматично и исходить из того, насколько это выгодно для страны, а также насколько корректно вели себя эти инвесторы, покидая рынок. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с членами "Деловой России".

"На меня выходят, и крупный бизнес выходит, хотят вернуться. Ради бога, пожалуйста, но здесь очень важно (...), во-первых, нам нужно посмотреть, кто как себя вел", - сказал он, подчеркнув, что вновь занять покинутые ниши будет непросто с учетом того, что за время отсутствия иностранных брендов на российском рынке во многих промышленных сферах появились отечественные аналоги, по качеству не уступающие зарубежным.
Путин отметил, что иностранные инвесторы действительно могут представлять серьезную конкуренцию для российских компаний, и допуская нерезидентов на свой рынок, РФ будет руководствоваться тем, насколько это выгодно. При этом существенным будет фактор поведения иностранных инвесторов при уходе, в том числе, факт их участия в поддержке вооруженных сил Украины.
"На что хочу обратить внимание. Алексей (Репик, глава "Деловой России" - ИФ) сказал, надо, чтобы они - кто-то ВСУ деньги перечислял, - надо, чтобы они извинились. Э, нет. Вот этого точно недостаточно. Они сейчас наизвиняются. Послушайте, я десятилетиями со многими общался (...), они очень серьезные люди, грамотные, прагматичные, считать умеют все, умеют добиваться своих целей. Они реально конкуренты мощные. Они извинятся, скажут "ой, извините". Завтра извинятся. Если им нужно вернуться на наш рынок, все что угодно - придут и расцелуют тебя в уста. Этого недостаточно. Нам нужно обязательно смотреть на все эти вопросы с прагматической точки зрения", - подчеркнул глава государства.
"Выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла, значит, ее надо пускать. По-простому скажу, по-народному, невыгодно - надо найти тысячу причин, почему ее здесь не должно быть, той или иной компании. И из этих тысячи причин 999 будет точно соответствовать требованиям ВТО, уверяю вас, а по одной, будем спорить в судах лет 15 как минимум", - пояснил свою позицию президент, отметив, что коллеги России по ВТО ранее использовали организацию для затягивания внешнеэкономических споров.

"Я попросил правительство поработать на этот счет, выработать условия возврата. Мы, конечно, должны учитывать поведение наших партнеров в предыдущие три года", - сказал Путин. Он добавил, что были те компании, которые "со слезами" уходили с российского рынка под сильным давлением, и это будет учитываться при рассмотрении возможности возврата, так же, как и заинтересованность российской экономики в определенных технологиях, которые в настоящий момент отсутствуют на рынке РФ.
Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в свою очередь заявил, что "при возвращении (иностранных компаний на рынок РФ - ИФ) нас будет интересовать не только то, как компании вели себя, но и то, как наш бизнес инвестировал".
"Потому что если наш бизнес занял эту нишу, проинвестировал, то мы, конечно, должны дать ему период для того, чтобы эти инвестиции окупились", - подчеркнул министр.
"Поэтому мы здесь будем разбирать ситуацию что называется в каждом конкретном случае, исходя из этого баланса интересов... Чтобы они(российский бизнес - ИФ) получили необходимую доходность на вложенный капитал",- заявил Решетников.
Предложения бизнеса
Президент поручил правительству и бизнесу выработать предложения по условиям возвращения иностранных инвесторов по итогам прошедшего в марте ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Бизнес-объединение свое видение вопроса представило в правительство в конце апреля, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с текстом предложений РСПП.
При принятии решения о допуске иностранных инвесторов на российский рынок, по мнению бизнеса, должны учитываться три основных критерия: добросовестное поведение при уходе с российского рынка; намерение работать в стратегических или требующих господдержки отраслях; размер инвестиций при возвращении.
Если компания вела себя добросовестно (передала активы в собственность или управление российской компании, не имеет обязательств перед государством или контрагентами по налогам, контрактам, поставкам оборудования и т.д., не блокировала цепочки поставок и доступ к технологиям, оборудованию, чувствительной информации для продолжения деятельности, соблюдала права работников) и не планирует заниматься деятельностью в отраслях, требующих господдержки, она может рассчитывать на упрощенную процедуру согласования возвращения через профильное ведомство или вообще без согласования (так называемый "зеленый трек" возвращения).
Если компания допустила незначительные нарушения базовых условий добросовестного поведения, планирует значительные инвестиции (порог устанавливает правительство или президент) и хочет работать в наиболее пострадавших от санкций отраслях либо сферах, где осуществляется господдержка, то ей необходимо получить согласие на возвращение от правкомиссии, но также по упрощенной схеме и не с облегченными обязательствами ("желтый трек").
Если иностранный инвестор вел себя недобросовестно, объем инвестиций превышает установленный властями порог, а работать планирует в стратегических отраслях и отраслях с господдержкой, его ждет "красный трек" с обязательным получением разрешения правкомиссии и наложением обязательств, в числе которых могут быть взнос в бюджет, погашение задолженностей, требования по созданию рабочих мест и передаче результатов НИОКР, модернизации и локализации производств, роботизации и т.п.
Дифференцировать подход к инвесторам РСПП предлагает даже в том случае, если те при уходе с российского рынка заключили опционное соглашение на обратный выкуп. На реализацию опциона без дополнительных условий, по мнению бизнеса, могут рассчитывать компании, согласовавшие заключение опциона с правкомиссией либо заключившие его еще до февраля 2022 года. Остальные владельцы опционов (заключившие их после 2022 года до контрсанкционных ограничений со стороны РФ или в 2024-2025гг) должны будут следовать перечисленным РСПП трекам по возвращению в зависимости от отрасли и добросовестности поведения. В качестве альтернативы, как полагают в союзе, можно установить порог на обратный выкуп в размере не более 49% возвращаемых активов.
Возможный приход на российский рынок недружественных "возвращенцев" потребует урегулирования ряда вопросов, связанных, в частности, с рассмотрением судебных споров (РСПП считает, что споры с вернувшимися и продолжающими деятельность в РФ иностранными инвесторами необходимо рассматривать в российских судах), корректировкой перечня товаров для параллельного импорта (с установлением графика исключения из перечня товаров, производитель которых возобновил поставки или выпуск в РФ), взаимодействием со странами ЕАЭС (чтобы иностранные инвесторы не использовали страны ЕАЭС для того, чтобы не размещать юрлицо в РФ после возобновления деятельности).
Отдельно, по мнению РСПП, надо урегулировать вопрос выплаты дивидендов иностранными компаниями, уравняв условиях для тех, кто продолжал деятельность в РФ, и тех, кто ее прекратил, но с разрешения властей вернулся. Союз предлагает либо распространить на "возвращенцев" действующий для нерезидентов режим выплат на счета "С", либо смягчить условия для всех недружественных инвесторов, которые ведут себя добросовестно и осуществляют капвложения в экономику РФ (при этом выплаты менее объема инвестиций можно будет не согласовывать с правкомиссией).
Для вернувшихся иностранных инвесторов, как считает РСПП, нужно установить ряд требований, в частности, создание СП с российским партнером, размещение в РФ всей управленческо-производственно-интеллектуальной цепочки, предоставление плана долгосрочных инвестиций не менее чем на 5 лет, обязательства по непродаже в течение определенного времени полученных в рамках опционов активов, компенсация ущерба от прекращения деятельности, временные ограничения на вывод дивидендов, трансфер технологий, инвестиции в НИОКР, обучение персонала, локализация производства и ряд других. Взамен инвесторы смогут рассчитывать на улучшение условий ведения бизнеса, в том числе за счет налоговых и административных льгот.