Сегодня все больше иностранных брендов «прощупывают почву» для возвращения на российский рынок. Одни регистрируют в России торговые знаки, другие частично возобновляют работу российских заводов. Условия возвращения этих компаний эксперты обсудили накануне на встрече с представителями общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Индивидуальный подход
«Российский рынок по-прежнему представляет большой интерес для многих международных компаний, — считает профессор, заведующая кафедрой отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве РФ Антонина Шаркова. — Возвращение отдельных компаний в Россию вполне реально, однако перед этим важно тщательно проанализировать текущую ситуацию на рынке и разработать стратегии, по которым будут вести бизнес российские и иностранные компании. Для роста и развития отечественной экономики нужен комплексный подход, в первую очередь учитывающий интересы наших производителей, которые за это время успели набрать неплохой ход».
Руководитель «Деловой России» Алексей Репик добавил, что оценивать процесс возвращения зарубежных компаний нужно объективно. С теми, кто продолжал работать в России, несмотря на трудности, нужно создавать совместные предприятия. Те, кто ушел, «хлопнув дверью», не выполнили контрактные обязательства и подвели российских партнеров, должны при возвращении возместить перед ними убытки и компенсировать ущерб, нанесенный потребителям. Тех же, кто на протяжении трех лет выражал антироссийскую позицию, на рынке никто не ждет, и любой диалог может начаться лишь с публичных извинений.
С прагматической точки зрения
Текущая ситуация похожа на состояние аграрного сектора в 2018-2019 годах, когда отечественные сельхозпроизводители набрали хороший темп и просили «не пускать никого назад», напомнил президент Владимир Путин. А западные фермеры, по его словам, получали значительные субсидии от государств, что создавало неравные условия конкуренции.
«Многие товары, которые сейчас производят российские компании, по качеству лучше тех, что создают иностранные, — уверен президент. — Одних извинений, считаю, будет недостаточно. На все нужно смотреть прагматично: если нам выгодно возвращение компании, ее нужно пустить, а если невыгодно, надо найти тысячу причин, почему ее здесь быть не должно».
Если российский бизнес занял нишу иностранных компаний, ему нужно дать время для того, чтобы его вложения окупились, добавил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
«Ряд иностранных фармацевтических компаний перестали работать с нашей страной и поставлять свою продукцию, — объяснил он. — Для решения этой проблемы мы создали специальную комиссию, которая выдает лицензии нашим фирмам, готовым производить эти товары. При этом мы продолжаем соблюдать права иностранных брендов, продолжая платить им отчисления. Подобный подход мы готовы применять и в других сферах, не теряя времени в ожидании, когда западные фирмы вернутся на наш рынок».