Работа над созданием легкого многоцелевого турбовинтового однодвигательного самолета идет с 2019 года. Тогда Минпромторг определил его основным разработчиком и производителем Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Самолет должен был решить проблему доступности отдаленных территорий Дальнего Востока, в частности, заменить Ан-2 на уже действующих маршрутах. Также с его помощью планировалось расширить полетную программу в отдаленные населенные пункты. Отмечалось, что, с одной стороны, самолет должен быть недорогим, чтобы люди могли себе позволить перелет. С другой - он должен уметь приземляться на короткие и старые взлетно-посадочные полосы. Ожидалось, что около 200 таких бортов приобретет единая дальневосточная авиакомпания "Аврора".
Вначале затраты на разработку лайнера оценивали в 120 млн руб. Затем Трутнев сообщил, что ориентировочная базовая стоимость увеличилась до 178 млн руб. После этого глава минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что сумма выросла до 200 млн рублей. Потом - до 450 млн рублей. В апреле замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков сообщил, что удалось договориться о поставках за 280 млн рублей. Однако на расширенном заседании в Госдуме 14 мая Юрий Трутнев сообщил, что работа над "Байкалом" "на сегодняшний день зашла в тупик". И выходить из ситуации придется ремоторизацией Ан-2.
Как сообщил вице-премьер журналистам после совещания, к такому выводу он пришел не из-за роста стоимости "Байкала", а из-за новых требований к взлетно-посадочной полосе. Она выросла с 600 до 1200 метров. "У нас аэропортов таких почти нет. Вот это завело историю, по сути дела, в тупик. Но в тупике находиться не будем, будем искать (выходы. - Прим. "РГ")", - сказал он.
В ближайшее время вице-премьер планирует провести встречу с конструкторами, чтобы найти решение в сложившейся ситуации.
В Минпромторге рассказали журналистам, что работа над "Байкалом" продолжается, 9 апреля заключен госконтракт с УЗГА на создание самолета, согласно которому будут изготовлены новые и доработаны существующие опытные образцы двигателя ВК-800СМ, воздушного винта АВ-901 и самолета "Байкал".
"В ходе предварительных испытаний самолета ЛМС-901 "Байкал" был получен ряд замечаний от летчиков-испытателей, выполнявших полеты по программе", - отметили в министерстве.
Специалисты Института имени Н.Е. Жуковского, по данным ведомства, пришли к выводу, что "Байкал" показывает достаточную устойчивость и управляемость на большинстве режимов полета.
"Некоторые особенности поведения самолета на взлетно-посадочных режимах полета успешно устраняются путем доработки конструкции шасси, хвостового оперения и проводки управления в продольном канале. Для валидации достижения требуемого результата выполнено 20 полетов на втором опытном образце, доработанном с учетом полученных замечаний. Эффективность выполненных доработок подтверждена", - сообщили в Минпромторге.
Как отметили в министерстве, "Байкал" будет оснащен маршевой силовой установкой с двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901 российского производства.