Заемные машины разъехались в цене

Дешевеют кредиты только на новые автомобили

В апреле ставка по автокредитам на новые автомобили снизилась до 17% годовых, минимума за полтора года. Снижение происходит шестой месяц подряд. При этом ставки по кредитам на б/у авто держатся в районе 28% годовых. Одна из причин — субсидирование со стороны государства и зарубежных автопроизводителей. Однако эксперты не ожидают значительного снижения ставок до конца года, в основном из-за неудовлетворенного спроса.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в апреле средневзвешенная ставка по кредитам на новые автомобили опустилась до 17% годовых, минимума с октября 2023 года. Уверенное снижение происходит пятый месяц подряд, за это время ставка снизилась на 4,4 процентного пункта (п. п.). При этом в сегменте автомобилей с пробегом средняя ставка остается высокой — более 28% годовых по итогам апреля (за три месяца снижение лишь на 1,2 п. п.).

На ставки по новым автомобилям влияют акционные и льготные программы поддержки продаж китайскими производителями, а также доли этих продаж на рынке, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Так, по данным «Автостат Инфо», в первом квартале на продажи китайских марок пришлось 54% рынка новых авто. При этом у китайских автопроизводителей в рамках специальных кредитных программ ставки могут быть значительно ниже ключевой (21%). Кроме того, на отечественные автомобили распространяется льготная государственная программа. В «Уралсибе» по госпрограмме льготного автокредитования средняя ставка составляет 21,9% годовых.

Рыночные ставки по кредитам на новые авто также снижаются. Так, в «Уралсибе» в мае минимальная доступная ставка по стандартным программам достигла 25% годовых, что на 3 п. п. ниже, чем в начале года. В Абсолют-банке суммарное снижение по кредитам на покупку новых авто произошло в феврале и составило 2,7 п. п.

236,4 миллиарда рублей

составил объем автокредитов, выданных в РФ по итогам первого квартала 2025 года, что на 57,8% меньше, чем годом ранее, по данным НБКИ.

Вместе с тем в сегменте б/у автомобилей ставки и ПСК определяются ключевой ставкой и ожиданиями банков в отношении ее дальнейшей динамики, считает Егор Лопатин. Согласно данным ОКБ, несмотря на высокую ставку, доля авто с пробегом в общем количестве выдач остается стабильной (34% в апреле 2025 года, в последние два года в среднем составляла 37%). Представитель финтех-компании «Баланс-Платформа» Алексей Бородавин связывает это «с меньшей стоимостью автомобилей с пробегом, наличием большего выбора, в том числе марок, которые новыми у нас официально не продаются, и размером самого рынка». По данным «Автостат Инфо», в апреле 2024 года объем продаж новых автомобилей составил чуть больше 100 тыс. штук, тогда как б/у автомобилей — 532 тыс. штук.

Снижение ставки обусловлено уменьшением стоимости привлечения ресурсов с рынка, отмечают эксперты, однако это не окажет негативного влияния на банки. «Высокие ставки — это более высокие риски для банка, поэтому кредиторы заинтересованы в повышении доступности кредитования и при появлении такой возможности снижают ставки»,— отмечает директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Виталий Костюкевич. «В период снижения стоимости денег банки могут с небольшим лагом перекладывать снижение в клиентские ставки, тем самым повышая доходность этого бизнес-направления»,— отмечает Алексей Бородавин.

При этом эксперты не ожидают в текущем году значимого снижения ставок автокредитования.

«Сначала будет удовлетворен тот отложенный спрос, который сейчас просто отсекается, исходя из крайне высокой долговой нагрузки потенциальных заемщиков при текущей стоимости фондирования банков и справедливой премии за риск»,— отмечает управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.

Однако, по мнению Алексея Бородавина, небольшое снижение ставок (на 1–3 п. п.) будет связано как с охлаждением экономики России и, в частности, «с проседанием сегмента розничного кредитования» по сравнению с прошлым годом, так и с вероятным расширением господдержки и продолжением субсидирования ставок на новые автомобили со стороны автопроизводителей. Кроме того, этому будут способствовать маркетинговые предложения от дилеров и автобрендов, которые сейчас имеют большие объемы нераспроданных складских запасов, отмечает он. Так, на начало мая объем складских запасов оценивался в 500 тыс. штук (см. “Ъ” от 7 мая).

Елена Ванюшина

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×