Кругом кладь да кладь

В авиаперевозках растет доля пассажиров без багажа

Как выяснил “Ъ”, на российских рейсах растет доля пассажиров, летающих только с ручной кладью, в том числе за рубеж. Не меняется этот показатель только у «Аэрофлота» и чартеров, чьи клиенты летят на отдых. По наблюдениям перевозчиков, чаще без багажа путешествуют студенты и пассажиры коротких рейсов. Эксперты отмечают, что минимизация багажа — международный тренд, так как авиакомпаниям выгодно экономить время на погрузке и перевозить коммерческие грузы.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В среднем от 50% до 70% пассажиров авиакомпаний летают без багажа, у большинства опрошенных “Ъ” перевозчиков эта доля растет, но зависит от направления. Наибольшую динамику зафиксировали в RedWings, где по итогам первого квартала 2025 года 61% пассажиров на внутренних линиях (ВВЛ) оформил билеты по тарифу без багажа. В 2024 году таких было 55%, в 2023 году — 59%, в 2022 году — 36%. Авиакомпания фиксирует рост спроса на безбагажный тариф и по международным направлениям (МВЛ): по итогам первого квартала доля таких путешественников осталась на уровне 2024 года — 49%, в 2023 году — 38%, в 2022 году — 23%.

В S7 говорят, что в 2019 году доля пассажиров без багажа составляла 60%, сейчас их количество превысило две трети. Но, добавили в компании, половина пассажиров, купивших билеты без багажа, докупают его при регистрации. В «Уральских авиалиниях» по стране без багажа летают 63%, что соответствует уровню 2022 года. На зарубежных рейсах доля пассажиров с ручной кладью выросла с 7% до 15%. В Smartavia, не открывая точных данных, отметили, что доля пассажиров с ручной кладью «существенно превышает долю пассажиров с багажом».

В «Аэрофлоте» сообщили, что доля пассажиров, летающих без багажа, остается значительной. По итогам первого квартала 2025 года доля на ВВЛ не изменилась к аналогичному периоду прошлого года: 46%. На МВЛ доля пассажиров без багажа за период снизилась с 32% до 21%.

Своя специфика традиционно у чартерных перевозчиков, летающих на курортные направления. В AzurAir подтвердили, что в их случае «пассажиры без багажа на рейсах — редкость», так как туристы в основном летают в поездки продолжительностью от недели.

Рост безбагажных бронирований фиксируют и сервисы по покупке авиабилетов.

По данным сервиса «Путешествия» Т-Банка, число летающих без багажа международных пассажиров с 2022 по 2024 год выросло с 43% до 50%. На внутренних рейсах, напротив, число таких пассажиров сократилось с 81% до 77%.

В «Авиасейлс» наблюдают рост безбагажных бронирований на международные рейсы в течение 2025 года до 58%, тогда как в 2023–2024 годах показатель не превышал 42%. На внутренних рейсах доля безбагажных пассажиров снизилась до 72% против 74–77% в 2024 и 2023 годах.

Куда с вещами на вылет

В «Путешествиях» Т-Банка отмечают, что по итогам 2024 года наиболее заметно безбагажная тенденция проявилась на популярных направлениях: в Санкт-Петербург без багажа летел 91% их клиентов, в Москву — 85%, в Сочи — 71%. «Чем короче путешествие и ближе дата вылета, тем меньше шансов, что пассажир решит взять чемодан»,— отметили там. По данным сервиса, на внутренних рейсах, которые длятся менее двух часов, только 13% пассажиров оформляют провоз багажа, а если перелет длится более пяти часов, показатель увеличивается до 51%. Так, в Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Владивосток предпочитают брать багаж 87%, 78% и 70% пассажиров соответственно.

Наибольшие изменения произошли на популярных зарубежных туристических направлениях.

Доля путешествующих в Таиланд с багажом упала с 79% в 2022 году до 44% в 2024-м. Снижение также зафиксировано в Турции — с 40% до 29%, на Мальдивах — с 71% до 56% за тот же период. В то же время в странах, где предполагается более длительное пребывание или перевоз багажа «социально обусловлен», сохраняется высокая доля тех, кто берет чемодан. Например, в Японию, Южную Корею и Таджикистан летают с багажом 93–100%.

В «Аэрофлоте» подтверждают, что высокая доля перелетов с багажом сохраняется как на дальневосточных рейсах, где она близка к 100%, так и на МВЛ в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Лидеры по загрузке багажом — Гонконг, Киргизия, Египет и Китай.

В AzurAir отметили, что багаж отдыхающих «тяжелеет» на рейсах домой: например, в 2024 году средний вес багажа из России в Турцию составлял 10 кг, а обратно — 13 кг.

В «Уральских авиалиниях» рассказали, что больше всего багажа у пассажиров рейсов в Таджикистан и обратно (99%), Киргизию (93%) и Узбекистан (52%). В Китай и обратно с багажом летают 54% пассажиров, в ОАЭ — 51%. Меньше всего багажа приходится на перелеты в Армению (28%), Азербайджан (25%) и Турцию (15%).

Самые легкие путешественники

В «Аэрофлоте» подсчитали, что чаще всего без багажа путешествуют пассажиры в возрасте от 25 до 44 лет (42%), тогда как наименьшая доля — среди людей старше 65 лет (33%). При этом летом пассажиры с багажом планируют поездки значительно ранее, а у пассажиров без багажа глубина бронирования остается стабильной на уровне 20–25 дней: «Это может говорить о более спонтанном характере путешествий налегке». В «Путешествиях» Т-Банка также отмечают, что к «легкости и мобильности» особенно стремятся клиенты до 25 лет: в этой категории только 15% брали багаж на внутренних направлениях. В возрастных категориях 45–54 года почти четверть пассажиров путешествуют с чемоданом. Сервис также подтверждает склонность к спонтанности таких клиентов: почти каждый третий безбагажный пассажир — 38% — приобретает билеты за десять дней и менее. Среди тех, кто летит с багажом, таких спонтанных путешественников вдвое меньше — всего 19%.

В Smartavia добавляют, что наряду со студентами чаще налегке летают также и пенсионеры. В S7 отметили, что тарифы с багажом пассажиры из корпоративного сегмента предпочитают чаще, чем в розничном. В RedWings различий по возрастам не наблюдают: средний возраст пассажира с бронированием без багажа в 2024 году — 37 лет, с багажом — 39 лет. Но глубина бронирования по безбагажному тарифу в 2025 году, добавили там, «бьет рекорды» — 40 дней, в прошлые годы она составляла 21–26 дней.

22,7 миллиона человек

составил пассажиропоток авиакомпаний РФ в первом квартале 2025 года, по данным Росавиации.

Тренд на сокращение багажа дошел до России от иностранных лоукостеров с небольшим запозданием, отмечает главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Чтобы выдерживать конкуренцию с западными лоукостерами, полносервисные компании запустили безбагажные тарифы гораздо раньше». В РФ также меняется потребительская модель перелетов: «Больше нет ситуаций, в которых советский человек на всякий случай берет с собой большой чемодан». Кроме того, и в России, и в мире на рейсах становится все больше «зумеров, не склонных к накопительству ни в быту, ни в полете». Стремление сэкономить без багажа также выгодно и самим перевозчикам, добавляет эксперт. Во-первых, компании зарабатывают на тех, кто докупает эту услугу в аэропортах, а во-вторых, коммерческая перевозка грузов для них гораздо более выгодна с учетом роста e-commerce.

Авиакомпании во всем мире стимулируют пассажиров минимизировать багаж, чтобы сократить расходы на наземные службы и зарабатывать на карго-перевозках, подтверждает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Статистика также напрямую зависит от направления: при трансатлантических перелетах или на курортных направлениях багаж будет минимум у 50% — от одного чемодана на семью. А на коротких внутриевропейских рейсах, говорит эксперт, около 80% пассажиров летают с ручной кладью.

Айгуль Абдуллина

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×