Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ) считает, что этот законопроект по сути становится тестом на добросовестность и на реальные намерения иностранных инвесторов. "Те, кто действительно заинтересован в работе на российских условиях, в уважении к нашему правовому и экономическому суверенитету - смогут и дальше участвовать в бизнесе. А вот возвращение исключительно ради повторного извлечения выгоды при сохранении прежнего подхода - уже невозможно. Россия - это не рынок "второго сорта" и не колониальные задворки, куда можно входить и выходить по личному усмотрению, игнорируя интересы страны.
Комитет Государственной думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендует принять во втором чтении законопроект, направленный прежде всего на ограничение возможности повторного входа иностранных инвесторов в капитал российских компаний. Речь идёт о тех случаях, когда иностранные собственники продали принадлежащие им доли в российских организациях, а теперь пытаются вернуть эти активы обратно. Новый порядок предполагает, что если доля, которую они хотят купить, превышает 10 % голосующих акций, то без специального разрешения Правительственной комиссии такая сделка будет невозможна.
Кроме того, поправки прямо предусматривают право российских компаний и граждан, а также юридических лиц под контролем российских граждан, отказаться от возврата таких активов иностранным инвесторам",- пояснил Гаврилов.
По его словам, это возможно при соблюдении ряда условий: если инвестор связан с недружественным государством, если сделка по продаже была заключена после 24 февраля 2022 года, если актив был продан по заниженной цене, или если в договоре было условие об обязательном обратном выкупе. Также учитывается, были ли исполнены обязательства перед работниками и кредиторами, и насколько добросовестно иностранный инвестор управлял компанией до продажи. Если компания решит отказать в возврате, иностранный инвестор сможет требовать компенсацию в течение одного года. Но если будут доказаны недобросовестные действия с его стороны, компенсация может быть снижена или полностью отклонена.
Также поправки позволяют профильному органу власти запретить иностранному инвестору выкуп активов, если это может повлиять на устойчивость социально-экономического развития. Вводится дополнительная процедура судебной передачи прав - уполномоченный орган сможет обратиться в арбитражный суд с требованием создать новое российское юрлицо, которое примет на себя права иностранного холдинга в отношении акций или долей в уставном капитале экономически значимой организации.
Параллельно законопроект уточняет критерии отнесения компаний к экономически значимым организациям, расширяет круг лиц, которые могут или обязаны вступать в прямое владение такими активами, а также предусматривает возможность ограничения доступа к информации о включении компаний в перечень ЭЗО. Это связано с мерами по усилению контроля над стратегически важными активами в условиях внешнего давления.
Отдельным блоком идут изменения, касающиеся соглашений о государственно-частном партнёрстве. Законопроект ограничивает возможность вносить односторонние изменения в такие соглашения по основаниям, которые касаются только этапа подготовки - чтобы исключить попытки со стороны частного партнёра пересматривать договорённости в свою пользу уже после их подписания.
Также уточняются сроки согласования решений акционеров в рамках проектов ГЧП, чтобы синхронизировать их с графиком конкурсных процедур.
"Компании и органы управления уже сейчас должны подготовиться к новым требованиям: провести анализ структуры владения, проверить, имеются ли условия об обратном выкупе в прежних сделках, чтобы избежать рисков корпоративных и правовых споров после вступления закона в силу", - советует депутат.