Как благоустройство меняет жизнь в городах России

Традиционно считалось, что только заводы и промышленные мощности способны задать новый вектор развития городов. Однако примеры формирования комфортной городской среды, реализованные по национальному проекту «Инфраструктура для жизни», доказывают, что сценарии существенных изменений в городах теперь создает качественное благоустройство.
Нацпроект, пришедший в 2025 году на смену проекту «Жилье и городская среда», предусматривает благоустройство до 2030 года не менее 31,5 тыс. общественных пространств.
Инвестиции в парки, набережные, улицы и общественные пространства придают городам новую динамику и вовлекают жителей и бизнес в развитие, уверены в Минстрое России.
«Города развиваются не в вакууме — они меняются вместе с людьми. Молодежь ищет перспективы и драйв, старшее поколение — комфорт и безопасность, креативный класс — свободу для самореализации. В таких условиях урбанистика должна предлагать решения для всех групп населения. Ключ к успеху — баланс между экономическими возможностями, культурной средой и удобством повседневной жизни», — уверен директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель ИЦ «Картфонд.рф» Александр Панин.
«В 2024 году был достигнут значительный прогресс в повышении качества городской среды. Реализация нацпроекта обеспечила увеличение доли городов с благоприятной средой обитания до 82,4%, что превышает установленный президентом целевой показатель. В крупнейших городах индекс качества городской среды достиг максимального значения — 100%. В больших и средних городах наблюдался рост индекса более чем на 50%», — отмечает глава Минстроя России Ирек Файзуллин. К концу 2024 года из 1117 городов России 920 признаны благоприятными для проживания.
За счет чего города становятся комфортнее
По данным Минстроя, всего по нацпроекту с 2019 года по всей стране было благоустроено более 73 тыс. объектов. Это не просто пешеходные улицы с лавочками и фонарями, а многофункциональные парки отдыха с активными и тихими зонами, амфитеатрами, памп-треками, воркаут-зонами, беговыми дорожками, прудами и детскими площадками.
«Комфортная городская среда остается ключом к успешному развитию. Благоустройство перестает быть утилитарным — оно запускает бизнес-движение. Малый и средний бизнес — особенно сервисный: кафе, ретейл, студии, парикмахерские, фудкорты — остро зависят от качества среды. Чем интереснее и разнообразнее пространство, тем больше экономическая отдача, тем быстрее формируется репутация места», — говорит Александр Панин.
В благоустроенных районах возрождаются рынки, ремесленные мастерские, появляются атмосферные кафе — и это не просто торговля, а «главные городские пятна социальных контактов», все это делает города интересными, динамичными, конкурентоспособными и обеспечивает жизнеспособность городской экономики, продолжает он.
Если сейчас малый бизнес занимает, условно, 20–25% уличной жизни типичного города, то при комплексном подходе к среде эта доля способна вырасти до 40–50%, заключает эксперт.
Малые города начинают все больше побеждать в битве за человеческий капитал. Компактность территории, стоимость жизни, современные архитектурные решения, креативная экономика, соседство и теплота социальных связей, безопасность и благоустроенная общественная среда — неотъемлемые их преимущества, отмечает эксперт.
«Рыбинск, Сысерть, Выкса, Дербент — примеры того, как небольшие города находят свою уникальную стратегию развития, создавая качественную среду, способную конкурировать с мегаполисами», — говорит Александр Панин.
Например, в Рыбинске — старинном городе на Волге, благоустройство, начавшееся в 2018 году с замены вывесок в историческом центре, к сегодняшнему дню стало визитной карточкой всей Ярославской области.
Красная площадь в городе была замощена, на центральных улицах установили стилизованные архитектурные формы, фонари, афишные тумбы, а все вывески оформили в едином историческом духе в соответствии с разработанными дизайн-кодом и эстетическими регламентами. В историческом центре во всех информационных конструкциях должны использоваться натуральные материалы и дореформенная орфография.
Такой подход нашел поддержку со стороны как предпринимателей, так и художников, архитекторов, и стал своего рода брендом города, центр которого превратился в музей старинной выставки под открытым небом, говорит автор идеи по возвращению вывесок на улицы города музыкант Дмитрий Кузнецов. «Это наш арт-манифест, чтобы сказать, что искусство способно оживить и преобразить наши русские города, вернуть, в общем-то, облик России — тот достойный, который существовал еще в имперской России», — рассказывает он. В процесс включились и федеральные торговые сети: «Вкусвилл», «Бристоль», «Вайлдберриз»: они меняли вывески на магазинах, точках в центре города, ощутив преимущества нового дизайн-кода.
«Комплексная и планомерная работа по благоустройству с внедрением исторического дизайн-кода стала несомненным драйвером для перезагрузки города в целом. За время реализации нацпроекта с 2019 по 2024 год количество туристов, посещающих Рыбинск, выросло в пять раз, оборот средств в туристической сфере вырос в десять раз», — отмечает глава городского округа Рыбинск Дмитрий Рудаков.
Создавая физическое пространство, нацпроект одновременно меняет и социальное. Повышение качества среды может вносить свой вклад и в улучшение демографической ситуации, отмечают эксперты. Семьи с детьми имеют определенные запросы к среде для жизни: она должна быть безопасной, без возможности проезда автомобилей и самокатов, приватной — удаленной от ночных клубов, ресторанов, алкомагазинов, точек концентрации курьеров, и с насыщенной детской досуговой инфраструктурой — от детских площадок до развивающихся центров и специальных кафе, говорит Александр Панин из МГУ.
Как жители влияют на благоустройство объектов
Особенно близкими жителям становятся объекты, отражающие исторические факты и события, произошедшие на их малой родине, и достижения их земляков. В Перми примером такого благоустройства стала установка первого в истории памятника изобретателю газового освещения Петру Соболевскому и благоустройство окружающей площади, проведенные компанией «Газпром».
«Петр Григорьевич Соболевский — знаковая фигура для газовой отрасли России», — отмечает гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов. Выбор места для памятника, по его словам, не случаен: в 1815 году Соболевский запустил первую в России систему газового освещения производственных помещений на металлургическом заводе в поселке Пожва Пермской губернии.
Проект был отмечен премией «Наш вклад», которая оценивает вклад бизнеса и некоммерческих организаций в достижение национальных целей и реализацию задач национальных проектов.
На то, как сделать малые города местом, где хочется жить, работать и растить детей, направлен еще один проект, отмеченный премией «Наш вклад», — «Наши любимые города». Он реализуется при поддержке компании «Фосагро» в четырех регионах страны. В них было благоустроено 43 парка, сквера, двора, отремонтировано 49 социальных объектов: школ, детских садов, библиотек, музеев и храмов. Все изменения обсуждаются с местными жителями, чтобы учесть их потребности, поясняют в «Фосагро».
«На протяжении многих лет мы помогаем благоустраивать города, поддерживаем учреждения среднего и профессионального образования, большое внимание уделяем оснащению и ремонтам медицинских учреждений, развиваем спортивную инфраструктуру. Это позволяет улучшить качество жизни не только наших сотрудников и членов их семей, а всех жителей», — говорит гендиректор ПАО «Фосагро» Михаил Рыбников. По его словам, динамичное развитие компании, ее производственные успехи служат прочной основой для расширения благотворительной деятельности, реализации программ в области социальной ответственности. «В прошлом году на реализацию социальных и благотворительных проектов мы выделили рекордные 14,5 млрд руб., — это на 20% больше уровня 2023 года. А за три последних года мы направили на эти цели 40 млрд руб.», — отмечает Михаил Рыбников.
Взаимодействие с жителями, учет локального контекста и запросов — важная часть проекта по формированию комфортной среды, входящего в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Россияне старше 14 лет могут участвовать во всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройств и решать, какие пространства будут благоустроены в их городе или населенном пункте. В этом году оно проходит в пятый раз на сайте zagorodsreda.gosuslugi.ru и продлится до 12 июня. В этом году на голосование выставлено 6 тыс. объектов в 1,6 тыс. муниципальных образованиях. С каждым годом все больше россиян участвуют в нем, наблюдая, как принятые ими решения влияют на преображение среды.
По данным исследования НАФИ, 88% россиян считают, что власти стали больше внимания уделять вопросам благоустройства городской среды, при этом 90% опрошенных полагают, что голосование за объекты благоустройства — удачное решение для ее улучшения, и 94% россиян считают, что нужно реализовывать больше проектов в этой области.