Версия // Общество // Танкер «Blint» с российской нефтью сопровождался боевыми кораблями НАТО на всем пути в Балтийском море

Танкер «Blint» с российской нефтью сопровождался боевыми кораблями НАТО на всем пути в Балтийском море

2011

Продолжение. Пока без столкновений

Танкер «Blint», с российской нефтью, сопровождался боевыми кораблями НАТО на всем пути в Балтийском море
В разделе

Ситуация вокруг Балтийского моря продолжает развиваться в негативном ключе возможной конфронтации. Правда, есть и позитивные новости. В обратном рейсе нагруженный российской нефтью танкер «Blint» — в Приморск он шел под названием «Jaguar», и его безуспешно пытались перехватить корабли ВМФ Эстонии – благополучно вышел через Датские проливы в Северное море. На всем пути его сопровождали боевые корабли стран НАТО. Об этом эпизоде противостояния Евросоюза и России мы расскажем в статье.

Предисловие. Причины

О неудавшейся попытке ВМФ Эстонии завести танкер «Jaguar» в свои территориальные воды для проверки и возможного задержания до устранения замечаний мы уже рассказывали – смотри статью «Лимитроф разбушевался. Позорное продолжение».Тогда провокации удалось избежать потому, что экипаж танкера отказался подчиниться требованию повернуть в территориальные воды Эстонии, а самое главное, в небе появился российский Су-35. которые резко охладил пыл эстонских военных моряков. Оставалась интрига – как поступят прибалтийские страны, когда танкер, после загрузки нефтью в Приморске, пойдет обратно.

Мы уже рассказывали о причинах подобных задержаний. Кратко повторим. Это важно для понимания дальнейших событий с танкером. Значительная часть мирового торгового флота эксплуатируются под так называемым «удобным флагом». Так судоходные компании сокращают свои эксплуатационные расходы. До начала СВО эта схема была рабочей, и никаких особых нареканий не вызывала. После введения санкций на продажу российской нефти и на страхование танкеров западными страховыми компаниями, как следствие, появился «теневого флота» танкеров, перевозящих российскую нефть. Что-то сделать с ним было трудно, так как он не пересекался с западными санкционными узлами – не заходил в порты стран Евросоюза, и его груз был застрахован компаниями из Юго-Восточной Азии. Выход на Западе попытались найти в лишении во время рейса танкера регистрации. В принципе, решение законное, но при этом есть масса нюансов. Суть западного плана такова. Рейс танкера, условно из Индии, продолжается несколько недель. Без особой надобности танкеры не заходят в промежуточные порты. Поэтому, если во время рейса надавить на государственные органы страны – хозяйке «удобного флага» и заставить их аннулировать регистрацию, то экипаж танкера даже не узнает о том, что его плавание, по сути, стало незаконным. Остается задержать танкер, ведь находящееся в море судно перерегистрировать невозможно, необходим заход в порт. Организовать проверку, и объявить, что поймано судно «теневого флота», эксплуатировавшееся без регистрации и флага. Правда, и в этом плане есть нюансы. Международными морскими законами чётко прописаны условия и места, где можно задержать торговое судно для проверки. Это серьёзные ограничения для Запада. Судя по всему, балтийские страны не горели желанием подставляться. Поэтому роль отважных поверяльщиков взял на себя один из прибалтийских лимитрофоф – Эстония.

Продолжение истории

По теме

Все наблюдатели строили разные прогнозы, что же последует за прорывом танкера «Jaguar» в Приморск. К процессу подключилась Франция, направив в Балтийское море свой разведывательный корабль «Dupoy de Lome» — «Дюпюи-де-Лом». Он хорошо известен морякам Черноморского флота, так как во время СВО часто заходил в Чёрное море для проведения радиоэлектронной разведки российского побережья. Эстонские СМИ прямо заявили, что француз прибыл на Балтику для борьбы с «теневым флотом», хотя, представляется, что главное его целью всё-таки были предстоящие учения российского Балтийского флота. Неожиданно, достаточно громко высказалась Финляндия. Министр обороны Суоми Антти Хяккянен заявил в эфире «Yle»: «Военное присутствие России — не новость, оно было всегда. Однако новое в текущей ситуации то, что Россия сопровождает коммерческие танкеры из так называемого «теневого флота» в узком проходе Финского залива. При этом задействованы военные корабли и сопровождающие силы. И это, действительно, новый и тревожный фактор». Коммодор ВМС Финляндии Марко Лааксонен вторит своему министру в интервью MTV News: «Страна не рассматривает сопровождение морских перевозок как угрозу. Однако, это повышает риск инцидентов и недоразумений, способных привести к конфликту». Похоже, что финны, всегда отличавшиеся способностью к здравому анализу, сделали какие-то выводы.

Танкер достаточно быстро загрузили. Но он простоял 10 суток загруженным на рейде порта. Когда же он вышел в рейс, всё стало понятно. На него переоформили документы. В обратный рейс вышел не «Jaguar», а танкер «Blint» под флагом Габона. Вообще, с регистрацией этого танкера всё интересно. По данным морского издания «Lloyd’s List», первоначально танкер носил название «Argent» и нес флаг Габона. Потом его перерегистрировали под флаг Гвинеи-Бисау с изменением названия на «Jaguar». После того, из-за давления Запада, власти Гвинеи-Бисау аннулировали регистрацию танкера, его снова вернули в габонский регистр, но уже под третьим по счету названием «Blint».

Неопределенности и тревоги добавило и то обстоятельство, что в Балтийское море зашел еще один «потенциальный клиент» на задержание — LPG танкер «Falkon» под флагом Камеруна. Судя по сообщениям с морских сайтов, у него тоже проблемы с флагом – регистрация флага отсутствует с 1 августа прошлого года! Танкер прошел Датские проливы, но реакции на это безобразие у НАТО-вских кораблей не было. Видимо, это был танкер «из своих». При прохождении мимо эстонского острова Хийумаа, «Blint» стал сопровождать эстонский тральщик-искатель мин EML «Sakala» M314. а на выходе из Финского залива «Blint» ожидали два шведских тральщика искателя мин ТЩИМ HSwMS «Ven» M76 и HSwMS «Ulvon» M77. Танкер немного уменьшил ход у Готланда – вероятно, высадил лоцмана – и после этого со скоростью 11,8 узла пошел на выход из Балтийского моря. Шведы просто проконтролировали процесс, а вот эстонский тральщик продолжил сопровождение танкера. Эстонские СМИ разразились гневными статьями Так, «EADaily» разместило большую статью под заголовком «Танкер, который не смогла захватить Эстония, прошел обратно с нефтью под новым именем». В статье с грустью констатировалось: «…В Финском заливе находилась группа шведских кораблей, но они не тронули судно». Видимо, у Швеции решимости начать войну на Балтике меньше, чем у храброй Эстонии. После того, как шведские тральщики отвернули, им на смену пришел немецкий тральщик «Datteln» М1068, который и сопроводил «Blint» до Датских проливов.

Почему военный корабли трех стран НАТО не остановили танкер? Есть две версии. Возможно, не было повода. Недаром танкер простоял у Приморска 10 дней. За это время все документы на судно, его регистрация на флаг и страховка были оформлены. Просто придраться было не к чему. Возможно, сыграло свою роль и то, что во время прохода танкером Балтийского моря, в нем проходили учения российского Балтийского флота. В натовских штабах предпочли не рисковать. Как бы то ни было. «Blint» в караване с другими танкерами прошел пролив Большой Бельт в сопровождении датского патрульного корабля HDMS «Nymfen» P524. Сегодня пришла информация, что танкер прошел Датские проливы без задержаний и провокаций и движется по направлению к Ла-Маншу.

Заключение

Одновременно с проходом «Blint» через Балтийское море, от противодействующих сторон появились новости. Морские источники сообщили, что танкер «Kiwala», который власти Эстонии завели в свои территориальные воды и не давали продолжить рейс 16 дней — об этом смотри статьи «Лимитроф разбушевался» и «Промежуточный итог, или что-то пошло не так?» — прошел в Усть-Луге перерегистрацию и под флагом Гамбии планирует выйти в рейс. Похоже, что противоядие найдено. Вторая новость с противоположной стороны. Чтобы подогреть напряженность, Россию обвинили… в похищении измерительного буя Института морских систем Таллиннского технического университета. Якобы украденный буй уже в Калининграде. Буй находился вне территориальных вод, в эксклюзивной экономической зоне Эстонии. Эстонцы обещали поставить новый буй, но уже с системой самоликвидации. Безумство продолжается.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.06.2025 10:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх