Количество записных книжек множилось, ночных прогулок по улицам и дневных по городским архивам, в том числе закрытым, - тоже… И так, постепенно, после всех этих встреч, посиделок, архивов и любви к родном Москве он стал писателем. Мы, его друзья и коллеги по журналистике так и не поняли, наверное, в какой момент это произошло, обозреватель "РГ" даже удивился, когда в сборнике лучшей прозы двух столиц "Москва - Петербург" нашел рядом со своей опубликованной там повестью и его рассказ…
А потом у Казакова выходили все новые книги, да и родную Москву он узнавал все лучше, благо и вырос в Столешниковом переулке… Причем в доме напротив того, где когда-то жил знаменитый очеркист Владимир Гиляровский, автор книги "Москва и москвичи" - о столице, ее людях и нравах второй половины ХIХ века до середины 1920-х…
И вот теперь Казаков написал уже и эту книгу - "Московская Москва" - будто продолжение рассказов своего знаменитого тезки - Гиляровского.
Она и о Москве, которой уже нет - о той, что осталась в советские годы, с троллейбусами на Арбате и о квартире Булгакова, не о той, раскрученной "нехорошей". А о реальной, где писатель прожил много лет. По очереди с обоими последними женами: сначала с Любовью Белозерской, а потом и с Еленой Сергеевной Шиловской. Кстати, Любовь Евгеньевна, когда рассталась с Булгаковым жила в соседнем подъезде от бывшего мужа. И дожила до 1987 года! На Большой Пироговской улице.
В этой книге много истории, историй… А еще она и о сегодняшнем Москве, ее людях, легендах, мифах и нравах - уже со второй половины ХХ века до 2020-х. И о тех домах, переулках, скверах, где случалось масса интересных историй, авантюр, творческих озарений или невероятных романов уже с нынешними знаменитостями.
У многих из них Владимир Казаков бывал дома, пил чай, слушал исповеди, воспоминания и байки. А теперь вот теперь вывалил их все в этой своей новой "Московской Москве".
В итоге получилась такая увлекательная, бытовая и приключенческая книга, и в то же время - историческая книга.
После презентации "Московской Москвы" на книжном фестивале "Красная площадь", Владимир Казаков рассказал обозревателю "РГ" о том, почему он по-прежнему любит свой родной город, в какие его переулки и квартиры обожает заходить, а какие - даже и побаивается.
Прежде вы сочиняли романы. Отчего теперь взялись за книгу о Москве? Поняли, что их сейчас пишется мало, или какая-то свежая история о родном городе вас очень задела, расстроила или обрадовала - вот вы и решили написать такую книгу, по жанру, пожалуй, приключенческо-историческую?! Или какой вы сами ее считаете?
Владимир Казаков: Я хотел написать о Москве очень давно. Но не мог подобрать правильную интонацию. А когда нашел ее, сделал книгу довольно быстро, за полгода. Я понял, что Москва - это, прежде всего, люди. И все они москвичи. Все разные. Но есть в них трудно передаваемая московская сущность. Единая и никуда не исчезающая в веках. Поэтому у меня на одном уровне находятся и Денис Давыдов и Василий Сталин, Василий Суриков и африканские студенты-офицеры, обучавшиеся у нас когда-то, Савва Ямщиков и моя любовь девушка Инна, друзья по пьянке-гулянки и члены Политбюро ЦК КПСС советского времени. Всех их объединяет и примиряет наш великий город Москва.
И потом, я вывел некую закономерность. Раз в сто лет город обновляется. "Москва и москвичи" Владимира Гиляровского написана 100 лет назад. Гиляровский запечатлел Москву, которую знал. Но к моменту написания книги ее уже не было. И я тоже решил зафиксировать в "Московской Москве" и ушедшую Москву моей молодости 70-80-х годов. Рассказать, как люди жили, о чем думали. И ее - уже сегодняшнюю…
На презентации книги кто-то ругался, что в названии "Московская Москва" - есть тавтология, то есть повтор одного слова. Кто-то, наоборот, хвалил, что так ощущается больше гордости за родной город. Третьи отвечали, что, зато сразу можно писать продолжение, например, "Приезжая Москва"… Кто из них больше прав?
Владимир Казаков: Я очень рад, что нашел это название. И то, что многие его обсуждают, не прочитав ни строчки - уже большой плюс. Просто это Москва москвичей, которые выросли здесь…. Этих людей не так много. И у нас есть свои традиции, свои привычки, которые необходимо передавать другим поколениям. Чтобы фантастическое величие нашего города не исчезло.
Кого из знаменитых москвичей вам интереснее всего было расспрашивать, готовя эту книгу, и ради кого пришлось дольше всего посидеть в архивах? И, кстати, из того, что мы узнали из книги - мы теперь будем больше любить Москву, чаще оглядываться по сторонам, или наоборот - станем даже побаиваться этого города в какие-то моменты своей жизни?
Владимир Казаков: Отвечу так. Мы часто забываем, что многие великие люди нашей культуры были москвичами. Например, прекрасный и очень мной любимый Александр Иванович Куприн с двухлетнего возраста до двадцати лет прожил в Москве. Москвичом был Есенин… В Москве родились Пушкин, Достоевский, Лермонтов и другие.
Кстати, я откапал интересные факты, что многие знаменитые деятели культуры во время Гражданской войны служили в Белой Армии. И они получали почет и уважение, государственные награды в Советское время. Например, у белых некоторое время служил поэт Самуил Маршак, да и белым офицером у Врангеля был президент АН СССР академик Анатолий Петрович Александров. Но люди меняются. Впрочем, почитайте, у меня там много неожиданных фамилий.
В Москве много исторических зданий, которыми приятно любоваться и снова вспоминать их обитателей. У дома Чехова на Малой Дмитровке иногда даже проходят школьные уроки литературы. А как вы относитесь к массовому строительству небоскребов в столице?
Владимир Казаков: С одной стороны, я понимаю, что это неизбежно. С другой, зачастую, это нарушает гармонию московской застройки. И это видно невооруженным глазом. Хотя… Такое строительство было предсказано давно. Посмотрите на картинки о будущем 20-х годов. И увидите современную Москву. То есть, новизны тут нет. Это всё придумано 90 лет назад.
Если продолжить разговор об архитектурном облике города я против штамповки подделок, зданий из бетона, которые напоминают снесенные особняки. Снесли - жаль, но ничего уже не сделаешь. Стройте свое, у нас всегда было много талантливых архитекторов. Не давать на откуп западным архитектурным бюро, которые лепят одно и то же и для Дубая, и для Москвы. Делайте свое и настоящая Москва там прорастет. Никуда не денется.
В Москве ничего не исчезает. Как во взгляде любящего человека. Ведь его избранница всегда остается такой, какой он ее встретил в юности...
Кто для вас олицетворение вашей Москвы? Спрашиваю о звездах эстрады и кино? Условно: Киркоров или Караченцов?
Владимир Казаков: Киркоров - москвич, да, без сомнения. Но все-таки мне гораздо ближе Москва Петра Мамонова, Александра Липницкого, Криса Кельми с его группой "Високосное лето". И - Москва Александра Абдулова, Николая Караченцова, Евгения Леонова и всех гениев того театра Ленинского комсомола.
Москва Евгения Моргунова, чей сын учился у нас в школе. И когда Евгения Александровича вызывали в школу (его сын был шалопаем) все сбегались, чтобы посмотреть из-за угла как знаменитый артист отдувается и протирает платком свою знаменитую лысину.
И Москва Георгия Вицина, который часто заходил в книжный магазин в Столешником переулке, где работала моя мама. Там же я часто видел и великого артиста Бориса Андреева. И тот и другой были библиофилы.
Я часто говорю слово "великие", но это так и есть. Они тоже были москвичами, и тогда не было той пропасти между звездами и народом, которая есть, увы, сейчас. Все ходили по одним и тем же улицам, не прятались от нас, обычных людей, за охранниками и затемненным окнами иномарок, или надевая темными очки, скрывающие пол-лица…
Помню даже Пабло Неруду, чилийского поэта, лауреата Нобелевской премии… Тоже заходил в книжный. Вообще пол-детства я играл во дворе в хоккей, а полдетства, сидел у мамы в "Книги-подарки" и читал, читал, читал...
И что делать с этими звездами, создающими свой собственный мир, в стороне от всех?
Владимир Казаков: Надо понять, то в масштабе Москвы все равны. Нет больших и малых. Все они москвичи. И всяко на Москве бывало. Вот как думаете, сколько храмов в Москве работало и не закрывалось в советское время?
Этих сведений нет нигде. Даже в Патриархии. Я начал просто читать, считать, звонить друзьям. И насчитал, что все советские годы в Москве были открыты ни пять, ни десять, даже ни двадцать, а как минимум 44 храма!
Я их всех перечисляю. Удивительно. Ведь Москва до 80-х была намного меньше. И по территории, и по населению.
Буду продолжать изучать город и дальше. Уже закончил книгу под условным названием "История московских пивных". Она не про то, как и что пили, - исчезнувшие пивные бары и залы - были значимым явлением нашей жизни. Этакими клубами, где собирались не столько пить пиво, сколько просто общаться. Некоторые, может, вообще не пили - но им надо же было где-то встречаться с друзьями?! А еще пишу продолжение "Московской Москвы".
Решили о чем важнее всего сделать продолжение?
Владимир Казаков: Да, там будет уже Тверская (улица Горького), причем в самом широком смысле. (Кстати, сколько музыкантов любили эту улицу, гуляли там, модничали, а иногда даже играли импровизированные концерты для друзей. Как, например, знаменитый саксофонист, мэтр джаза Алексей Козлов, рассказывавший об этом обозревателю "РГ"?! - Прим. Ред.). Надеюсь, москвичам снова будет интересно.